#пытливые_меломаны
Дорога ложка к обеду, а рецензия на альбом — к годовщине! Каждой записи необходимо время, чтобы улечься, устаканиться, притереться к внутреннему чувству слушателя, и занимать это может самые разные промежутки, от дней до лет. Бывает, конечно, любовь с первой ноты, но даже в таких случаях неизбежны изменения в восприятии, переоценка, смена любимых треков и прочая, и прочая. Бывает и наоборот — пластинка, которую годы вроде бы надёжно закатали в бетон забвения, вдруг неожиданно пробивается наверх робким (а то и мощным) ростком. Иногда получается «дорасти», но чаще какая-то песня просто попадает в настроение, а за ней, эффектом домино, и всё остальное. Примерно поэтому я и считаю музыкальных критиков одними из самых бесполезных людей на планете: с их работой по конвейерной оценке музыки в подавляющем большинстве случаев фиксируются лишь первые и приблизительные впечатления, более того, я читал, что часто они слушают только 1-й, 2-й, 7-й и последний треки с альбома, а это, извините, вообще ни в какие ворота. Конечно, потом, наедине с самими собой, они могут многое переоценить (и даже наверняка так и происходит, иначе какой вообще смысл слушать музыку?), но проблема-то в том, что своим мнением они напрямую влияют на слушателя постороннего, и вот это уже как у Стругацких прямо.
Впрочем, довольно лирики, задача всё-таки была написать про 14-й альбом Amorphis. Определённая работа над ошибками в плане звука была проведена, и плюшевость Queen of Time укрепили арматурой гитар и скинули лишний вес оркестровок и хоров, оставив поджарое и мускулистое естество. Нет, идеальным звук не стал — до зубодробительности Under the Red Cloud или же плюющегося во все стороны огнём и искрами Skyforger ему далековато, но его можно просто и с удовольствием слушать и слышать, не выковыривая металлическую составляющую из фона и не утопая в сиропе многоголосья. Отдельные претензии остались скорее к конкретным аранжировкам не менее конкретных партий, но это уже следующий пункт.
Йенс Богрен. Да, при нём группа, пожалуй, достигла пика — не творчества, что печально, но уж точно известности, славы, монетизации и вот этого всего. Надо полагать, что взявшим полувекой рубеж парням это всё очень нравится, поэтому ждать какой-то радикальной перемены и расставания с одиозным шведом не приходится, он ведёт их костяной корабль™ приятным и понятным курсом, он берёт на себя сложные решения, он, как говорил давным-давно наш старшина, «их мама с большой сисей», простите этот незатейливый солдафонский юмор. Но для меня как слушателя, как фаната, как человека, преданного группе с момента выхода Tales from the Thousand Lakes — для меня совершенно, абсолютно, бесспорно необходимо что-то менять. Мы вместе с группой тонем в стандартизации музыки. Конечно, пока парням удаётся за счёт своего огромного таланта оставаться и узнаваемыми, и хитовыми. Но, помяните моё слово (надеюсь, всем б-гам молюсь, чтобы этого не случилось), ещё пара-тройка альбомов со схемой «куплет гроулом/припев чистым, повторить N раз», и мы будем отличать Amorphis от бесчисленных еврофолк-коллективов лишь гитарой Эсы да вокалом Томи, и то если Йенс не будет против.
Но довольно о грустном, а то из вышесказанного можно подумать, что альбом не удался совсем, а это совершенно не так. Да, я считаю его слабейшим из «богреновской тройки», но «худший» никоим образом не тождественен «плохому». За звук я его уже сдержанно похвалил, можно также выразить почтение а) партиям Лайне и б) работе Яна на ударных. Эсу, г-на Лебедева и Сантери мы выносим за скобки, они давно уже на том уровне, что и обсуждать как-то нелепо, а Койппари есть Койппари, когда ему подключают гитару, вопросов тоже нет. Мастерство исполнения, сочинения, аранжировок реально на топ-уровне, вот бы ещё маэстро Богрен… но я обещал больше не ругать.
Что ж, и самое интересное — попесенный разбор. Как сообщалось в период записи альбома, для него было написано около 30 песен, а ознакомились мы лишь с 13 из них. Какова будет дальнейшая судьба неизданного материала, можно только гадать, или же мечтать, как было бы клёво, выпусти группа внезапно двойной студийный альбом. Будут ли на следующем диске наработки из Гало-сессии или мы услышим целиком и полностью новый материал, ведает один лишь Укко.
Альбом стартует с Northwards, стремительной и воодушевляющей. На Север (и в горы, как посылали друг друга викинги)! Нашлось место и для прогового замедления в середине, и для фирменной кебабности, и даже некой аллюзии на The Bee в куплете. Особенно хочется похвалить Оппу, его бас здесь феноменален — хотя будет песня, где он ещё лучше — и помянуть Йенса. Ну запишите вы этот бас грязнее. С лязгом. Аранжируйте так, чтобы медиаторная крошка летела аж до мрачной Похъёлы. С максимальной долей агрессии эта песня слушалась бы на порядок интереснее, хотя она и так хороша, конечно.
On the Dark Waters — ударный второй трек, которыми группа весьма сильна. Ну, не то чтобы вот прямо на каждом альбоме они выстреливают именно второй песней, но довольно часто ставка идёт именно на неё: мы можем вспомнить Against Widows, House of Sleep, Silver Bride, Mermaid и другие. Тут есть всё необходимое — цепляющий рифф, хуковый припев и даже ситар для антуража, да и текст, безусловно, весьма любопытный. Признаюсь, в виде сингла и клипа мне не слишком зашла эта песня, но сейчас я ей более чем доволен.
Аранжированная под AOR 80-х The Moon тоже очаровала не сразу. Как известно, тема Луны в песнях группы занимает совершенно особое место, и нет двух одинаковых песен про неё. И вот поначалу казалось, что в этот раз парни как-то не то чтобы схалтурили, но не докрутили, да ещё и в синглы зачем-то выбрали, более того — клип сняли! А вот сейчас за уши не оттащишь. Распевная, чем-то перекликающаяся с богоподобной Sampo, с умопомрачительным, невероятным, космическим «восходящим» проигрышем Эсы, с прекрасным женским вокализом приглашённой вокалистки Noa Gruman… Чистый, незамутнённый восторг. I guard this mountain ©.
Ветрогрив, Windmane — hard winner, как говорится. Пожалуй, вторая моя любимая вещь с альбома. Мятущийся, рваный куплет, словно вьющаяся по ветру грива, с ураганным порывом перед спокойным как глаз бури припевом. Но есть червоточина. Фантастический переход к инструментальной части. Фантастическое исполнение. Полёт, искра, безумие. И тут приходит Йенс. И зарубает то, чему по-хорошему нужно было звучать в два (в три?) раза дольше. Если эта песня так меня разрывает даже в кастрированном, извините, варианте, то что было бы в идеале? Ну, не будем о грустном.
A New Land я ни в коем случае не назову слабой или проходной, но она несколько уступает предыдущим. Хотя в неё принесли нешуточной драмы, там снова подпевает девочка и играет ситар©, да и в целом она довольно жёстко звучит — возможно даже, что это самый тяжёлый трек альбома. Мрачная, приземлённая, но со скрытой надеждой. Кстати, не исключено, что лучший перформанс Йоу на записи.
Но есть место и для мажорных треков! When the Gods Came лично мне кажется даже не очень уместной в канве эмоциональных настроений альбома — она какая-то по-хорошему бестолковая и даже нарочито примитивная, но на концертах должна заходить на ура. Попрыгать, расколбаситься, скинуть хандру — самое оно, даже жаль, что они вроде бы как раз её и не играют вживую. Иронично!
Без фирменной Эсовской летучки никуда. Перекрёсток семи дорог, вот и я — как бы говорит нам товарищ Холопайнен, а мы что? Мы тоже как раз подошли. Много таких песен написал Эса, и все они как похожи друг на друга, так и безусловно отличаются, не спутаешь. Весьма бодрящий трек, хотя, признаюсь, именно здесь шаблон «куплет гроулом/припев чистым» начинает слегка напрягать. Ну зато, Эса насыпал не только кебабов, но и дилэев. Это всегда хорошо.
War — совершенно роскошная, просто царская песня, мой однозначный фаворит. Прихотливо и грозно свивающая кольца, аки королевский питон, ощетинившаяся острой сталью и готовая к залпу из всех бортовых орудий; но в то же время хрупкая до удивления и даже беззащитная — две стороны одной монеты, две вечные грани одного слова. Бесконечная история скорби и мести, сожжённых домов и грёз, не нами начатая и не нами закончащаяся, увы. Нарочито обеднённая в одних местах и показательная жирно звучащая в других, всё как в жизни.
Титулка очень напоминает мне Amongst Stars с прошлого альбома. Не до самоплагиата, конечно, но отсылки несомненны, от самых первых нот до женского вокала. Да и настроение всей песни очень даже схоже, разве что из неё почему-то не попытались слепить хит, хотя как трек, давший имя альбому она вполне на это напрашивается. Видимо, не хватило высокой участвующей гостьи (и хорошо, скажу я вам по секрету).
А за ней притаилась самая, наверное, непопсовая вещь альбома. The Wolf полностью соответствует своему названию: она солидная, кусачая, никуда не торопится, но обладает стремительным броском; у неё есть берлога, где можно грызть вражьи кости и выть на третью песню альбома. Не покидает ощущение, что можно и нужно было сделать песню ещё брутальнее, но тут вы сами понимаете. Почему-то не избавиться от аллюзий с другой песней про волка, написанной Primordial — Lain with the Wolf, но это уже личное, наверное.
My Name is Night — настоящая жемчужина альбома, и первая за много-много лет всамделишная баллада группы. Тем удивительнее авторство Койвусаари, поди, поднаторел акустику писать на неподключенной гитаре! Замечательный сдержанный гостевой вокал Петронеллы Неттермальм, дуэт с Томи невыносимо шикарен. Честно говоря, про эту песню даже сказать особо нечего, это вещь в себе, её надо слушать, радоваться и даже, возможно, плакать.
Ну, и бонусы. Они, как принято у группы, просто распрекрасны, в связи с чем снова возникает вопрос о судьбе тех 17 из 30 песен, что не вошли на альбом ни под каким соусом. The River Song, возможно, перекликается с A New Land и Seven Roads Come Together, но ни в чём им при этом не подражает, являясь вполне самостоятельной боевой единицей, она достаточно брутальна, в меру лирична и даже без вопросов хитова, хотя перестрелка кебаба и клавиш в середине оставляет ощущение недосказанности. А вот The Well я смело назову достойной основы альбома. Это тот случай, когда группа снова смогла в мелодэт, причём без всяких скидок. Шикарная вещь, в которой Богрен то ли вышел покурить, то ли просто посчитал, что бонус не стоит его высочайшего внимания — и припев спет ГРОУЛОМ. Одно это даёт кучу вистов «Колодцу», но он и помимо этого безумно драйвовый и — я уже писал об этом, но потратьте лишние пять минут, переслушайте трек, уделив особое внимание партии баса. Лайне тут гениален. Так остроумно (не путать с «юморно») в мире играют единицы басистов.
Резюмируя всё вышенаписанное, никак не назову альбом среди лучших у Amorphis. Вместе с тем он очень неплох, хорошо записан и более чем вписывается в нынешний курс группы. Хорошо это или плохо, покажет только время, наши пожелания остаются лишь нашими пожеланиями, но пока парни не давали повода в себе усомниться. Творческая форма в смысле написания отличного материала сомнению не подлежит, а остальное тоже важно, но всё-таки несколько второстепенно. Надо благодарно принимать, как говорится. У меня всё, спасибо за внимание.